Любить друг друга, умереть в один день и быть похороненными в одной могиле – это, пожалуй, самое заветное желание всех романтиков мира. Так и получилось у одной из самых ярких и эксцентричных пар парижской богемы ХХ века – Амадео Модильяни и Жанны Эбютерн.
Нищета, болезнь и любовь к искусству
Амадео Модильяни родился в Италии в семье еврейского торговца. Когда родился будущий художник, в семье уже росли трое ребятишек, а семья была объявлена банкротами, из-за чего все имущество было конфисковано.
Детство Модильяни было тяжелым. Мало того, что жить приходилось в нищих условиях, так еще он постоянно болел. То плеврит, то тиф. Родители думали, что сын умрет, но он выздоровел.
Во время болезни Амадео стал увлекаться живописью, и в 14 лет он стал учиться в художественной школе. Затем был туберкулез, которой с художником остался на всю жизнь. Амадео же ушел головой в учебу. Постигал искусство живописи во Флоренции, Венеции, а затем и в Париже.
Французская столица затянула Модильяни в свою богемную среду. Он жил в нищей мастерской, много рисовал и пил, курил гашиш. В творчестве ему не везло, картины никому не нравились, их никто не выставлял и не покупал. Зато не было проблем с женщинами.
Они сами буквально висли на нем, и художнику приписывали в разное время романы с красивыми и яркими женщинами. Один из самых до сих обсуждаемых романов – с русской поэтессой Анной Ахматовой. Они встречались в Париже, художник писал Анне эмоциональные письма.
Только вот поэтесса была замужем за Николаем Гумилевым, с которым и осталась. Остались лишь карандашные наброски «Обнаженная женщина» и «Женщина, лежащая на кровати», в которых угадывается Ахматова и ее воспоминания об их отношениях спустя полвека. Прямых доказательств романа художника и поэтессы нет.
Последняя любовь творца
В 1917 году подруга художника скульптор Ханна Орлофф познакомила его с Жанной Эбютерн, молодой художницей. Девушка с настоящей богемной внешностью: бледное лицо, роскошные темные волосы, глубокий томный взгляд.
Кроме того, она оказалась очень умна и рассудительна. Сказало воспитание в католической семье и увлечение отца Жанны философией.
Художнику было 33 года, юной студентке – 19.
Амадео и Жанна стали сразу же встречаться. В богемной среде их отношения признали и стали их считать супругами. А вот родители Жанны были категорически против этих отношений, в первую очередь из-за нищеты Модильяни, его репутации как алкоголика и наркомана.
Несмотря ни на что, влюбленные стали жить вместе. Жанна стала главной музой художника: ее образ остался на двух десятках картин Модильяни.
Через год после знакомства у Модильяни обострился туберкулез, стала чувствовать себя неважно и Жанна, которая уже была беременная.
Им помог Леопольд Зборовский, поэт, коллекционер, друг Модильяни, который постоянно ему помогал финансово, помогал устраивать выставки и продавать картины.
Он оплатил переезд Амадео и Жанны на Юг Франции. Пара переехала в Ниццу, затем в Кань-сюр-Мер. Там у четы родилась дочь, которую назвали, как и маму, Жанной. Ее художник официально удочерил и сделал предложение возлюбленной.
Практически сразу Жанна вновь оказалась беременной. К супругам переехала мать Жанны, чтобы помочь дочери, с выбором которой семья уже давно смирилась.
Но отношения с тещей не заладились, и художник был вынужден переехать в дешевую гостиницу. С творчеством тоже не ладилось, нищета не отступала.
Зборовский помогал Модильяни, но все уходило на алкоголь, гашиш и лекарства. Гостиничные проститутки из жалости соглашались позировать художнику, так он писал своих ставших в дальнейшем знаменитыми обнаженных женщин.
Без любви не жизнь
В 1919 году пара вернулась в Париж. Модильяни становилось все хуже, он писал все реже, чаще пропадал в кабаках, откуда его мертвецки пьяного забирала Жанна.
Но однажды зимней ночью художник, не в силах добраться домой, уснул на улице. Состояние его ухудшилось, после чего Модильяни попал в больницу и умер через несколько дней. Так завершилось падение в вечность гениального творца.
25 января Жанна последний раз увидела уже мертвого возлюбленного. Она не плакала, ни с кем не разговаривала, а ночью выбросилась из окна 5 этажа, так и не успев родить второго ребенка.
В смерти дочери родители Жанны, естественно, винили Модильяни. Они не дали их хоронить в один день. Поэтому похороны художника прошли в Париже громко, с участием всей столичной богемы.
Жанну хоронили на следующий день секретно и тихо. Похоронили их на разных кладбищах, и лишь спустя 10 лет Жанну перезахоронили рядом с любимым, под одним надгробием.