Звон раздражал. Телефон разрывался уже минуту… – Скажите, а ваш муж в курсе, где вы сегодня были? — незнакомый женский голос ехидно засмеялся.
Люся, давно привыкшая к подобным звонкам, металлическим голосом ответила: «В курсе!». Она только что пришла из театра и муж действительно прекрасно об этом знал.
Едва сдерживая слезы, от такой дикой наглости девушка устало опустилась на старенький табурет. Она прекрасно понимала — этим звонкам не будет ни конца, ни края.
– Ну и шут с ними со всеми, – твердо решила Людмила, – мы с Колясиком не то еще проходили.
Тогда Людмила даже не предполагала, через какие испытания в этой жизни ей с ее любимым Колясиком предстоит еще пройти…
«Был бы девчонкой — отдала бы на балет!»
В 1944 году в московской семье иллюстратора Петра Караченцова и хореографа Янины Брунак родился долгожданный первенец. Мальчика назвали Колей.
Непоседливый Колька, можно сказать, воспитывался в очень интеллигентной семье…отец входил в состав Союза художников — писал агитационные плакаты.
Мама, будущей звезды отечественного кинематографа, ставила балеты не только на театральных подмостках России, ей часто поступали предложения о сотрудничестве из-за границы.
Но семейная идиллия у Караченцовых длилась недолго — позже родителям маленького Кольки пришлось развестись. Мальчик стал жить с матерью, но Янина Евгеньевна совсем не препятствовала встречам отца с сыном.
«Папа с мамой развелись спокойно, даже, я бы сказал, очень интеллигентно. Не было никаких взаимных упреков, никаких выяснений отношений.
Папа часто навещал нас, помогал во всем. Мама не мешала ему со мной общаться и мы часто проводили с ним время», — позже вспоминал актер.
В раннем детстве Николай всерьез заинтересовался балетом. Он мечтал о сцене Большого театра. Но мать, видя способности сына к рисованию (наверное сказались отцовские гены), отговорила его от затеи связать свою жизнь с балетом.
— Был бы девчонкой — отдала бы на балет. А так — ни за что, — категорично заявила Янина Евгеньевна.
То, что у мальчика есть художественный талант не было ни капли сомнений. Одна из работ юного «Микеланджело» даже попала на престижную выставку.
Но, как известно, взгляды на эту жизнь у родителей и детей не всегда совпадают… Парня совсем не радовала перспектива связать свою жизнь с мольбертом и красками, и, однажды, пока мама была на работе, Колька отнес все свои художественные «причиндалы» на помойку.
Через некоторое время Янину Брунак отправили в рабочую командировку на территорию Вьетнама.
Она устраивает несостоявшегося юного художника в интернат, где Караченцов увлекся актерским мастерством. Он записывается в специальные актерские мастерские, после чего делает окончательный выбор в пользу театра.
Ну, здравствуй, «Ленком»!
После школы талантливый парень поступает в студию-МХАТ, которую с отличием заканчивает. Сразу после окончания 23-летний Караченцов принимает предложение работать в «Ленкоме».
Николай Караченцов входил в плеяду самых ярких и талантливых артистов театра. Но наряду с выступлениями в любимом театре, он часто получал приглашения сняться в кино, озвучивал мультфильмы и фильмы.
Благодаря уникальному своеобразному тембру голоса, Караченцова приглашали выступать на телепередачи, типа «Голубого огонька», где его песни звучали в авторском исполнении.
Помните, популярные «Кленовый лист» или «Что тебе подарить»? Его харизматичные и яркие образы зрители искренне полюбили и навсегда запомнили.
«Этот парень — мой»
Люся и Коля служили в «Ленкоме», правда, Николай стал работать в нем немного раньше. Вот, как описывала актриса свою реакцию на роль ее Колясика в одном из спектаклей, после которой, что называется, «любовь нечаянно нагрянула»:
– Вышел Збруев, тогда уже кинозвезда после «Звездного билета», зал в истерике скандирует его имя. За ним появляется нечто косматое, лохматое с двумя горящими глазами, с улыбкой на все 32.
Пластика – необыкновенная, брутальный весь такой, обаяние невероятное. Зал махом будто разделился на две половины, одна за Караченцова, другая за Сашу Збруева. Все – этот парень мой! – пронеслись мысли в голове молоденькой актрисы.
Что же, чему быть, того не миновать. Судьба благоволит настойчивым и дерзким. Надо признаться, Караченцов и сам давно поглядывал на симпатичную коллегу, но как то…неудобно, что ли. Все-таки Люся была замужем.
Инициативу первой проявляет сама Поргина, просто призналась ему в любви, что называется, «с ходу». Чувства оказались взаимными, и молодые решили жить вместе.
Конечно, супруг Люси не пришел в восторг, узнав, что жена от него уходит. Он еще долго третировал влюбленных угрозами.
Поргина развелась, а вот Колясик с походом в ЗАГС не спешил: плотный гастрольный график не давал времени на отдых. Людмила решила схитрить:
– Колясь, не поверишь, вчера ко мне подошел один импозантный мужчина, дарит огромный букет, что-то бормочет не по-нашему. Оказался немецкий бизнесмен.
Короче, предлагает выйти за него замуж, мол, мой давний поклонник. Ну, как? Отпустишь?
Намёк понятен, и в начале августа 1975-го красивая молодая пара сыграла свадьбу.
Рождение сына и триумф в карьере
В 1978 году в молодой семье рождается сын Андрей. Вся ответственность за семью легла на плечи главы семьи.
«Девонька», как ласково называл супругу Николай, окончательно уходит в тень своего знаменитого супруга, полностью посвятив себя воспитанию сына.
Караченцову одно за другим поступают предложения на съемки. Рок-опера «Юнона и Авось» идет с оглушительным успехом и театр не успевает объезжать с ней города и страны.
Параллельно с успехами на театральных подмостках, один за другим на экраны страны выходят фильмы с участием Караченцова.
Это и «Батальоны просят огня», и комедия «Белые Росы» позже «Криминальный квартет». Даже в суровые 90-е, когда кризис больно ударил, как по кинематографу, так и по театру, Караченцов всегда был при деле.
Не все так гладко…
Что и говорить, но Николай Караченцев пользовался популярностью у женщин. Поклонницы каким-то чудом узнавали домашний номер телефона актера и названивали днем и ночью, тем самым изводя супругу актера.
После выхода очередного фильма на экраны кинотеатров на адрес Караченцева приходили тонны писем с признаниями в любви и требованием развестись с женой.
Уже после его ухода балерина Мариинского театра Елена Дмитриева рассказала, что ее связывал 23-летний роман с актером. И он даже подумывал развестись с Поргиной.
Люся, конечно, знала о романах мужа, но сор из избы не выносила.
Решив уйти в тень мужа, актриса практически перестала играть в театре.
У нее и раньше-то не было главных ролей, а теперь остались незначительные роли в массовке. Хотя после смерти супруга она станет всех уверять, что чуть не была примой «Ленкома».
Верностью Люся тоже не блистала. У нее случались короткие интрижки, о которых Караченцев прекрасно знал, но все же не разводился с актрисой. «Люся всю жизнь просидела на шее своего Колясика», уверяли знакомые супругов.
Не исключено, что все эти слухи и домыслы об изменах в актерской чете действительно лишь происки завистников. В любом случае, супруги оставались вместе и развод между ними ни разу не обсуждался. Он по первому зову летел к своей девоньке.
Так было и в тот роковой февральский день 2005 года, который разделил жизнь Николая Караченцова на «до» и «после»…
За несколько часов до трагедии…
Николай отдыхал на подмосковной даче, рядом любимец семьи лабрадор Мили, в руке кружка горячего чая. Тишину разорвал телефонный звонок. Караченцов снял трубку, звонила его девонька:
– Колясик, беда! Мама умерла! – глотая слезы, тихо сказала Людмила.
Уже через несколько минут Николай влетел на водительское кресло. Даже, не пристегнувшись…
Какой там! Рванул в Москву. Он не хотел оставлять Людмилу одну наедине со своим горем, хотя она его отговаривала от поздней поездки. Он выжимал из своей машины все, что мог… Он торопился к ней, к своей девоньке…
Аварию заметили практически сразу, вызвали наряд ДПС, тот «неотложку». Положение было тяжелое.
Закаленный организм Караченцова, его физическая форма плюс профессионализм врачей-нейрохирургов спасли жизнь легендарного актера. Восстановление и реабилитация продолжались много лет.
Как-то Николай Петрович скажет супруге: «Лучше сразу бы умер, а то заставляю тебя страдать». Поргина только замахала на мужа руками: его «Девонька» любит его любого. Надо надеяться на чудо.
И чудо произошло! Караченцов заново учился разговаривать, все близкие замечали, что он и выглядеть стал свежее, и общее состояние его улучшилось. Позднее актер даже снимется в эпизодической роли в продолжение комедии «Белые Росы».
Людмила Поргина на протяжении 12 лет боролась за жизнь своего Колясика. «Не сдадимся, прорвемся!» – решительно заявляла Людмила. К великому сожалению, организм человека все-таки обладает своим запасом прочности.
В 2018 году, за день до своего 74-летия, 26 октября ушел в свой последний путь всенародно любимый артист театра и кино, кумир нескольких поколений – Николай Петрович Караченцов.
Его вдова Людмила Поргина ушла из театра «Ленком», не поладив с нынешним худруком. Женщина стала завсегдатай различных ток-шоу.
Уверяла, ее к этому подвигла нужда. Мол, при жизни Колясика театр платил им содержание. Со смертью мужа содержание урезали.
Хороших ролей ей, вопреки ожиданиям Поргиной, не давали. Только игра в массовке, на что она, вдова народного артиста идти не хотела.
Людмила задумала продать московскую квартиру мужа и устроить музей его имени на даче, где планирует все перестроить. Именно этим она сейчас и занимается.
Девонька и Колясик прожили вместе 43 года. Можно ли назвать их брак счастливым, каждый решит для себя сам.