Снохачество — одна из самых омерзительных традиций на Руси. В 18 и 19 веках этот обычай был особенно распространен и удивительным образом уживался рядом с христианскими ценностями.
Отец мог сказать супруге сына: «Пошли в сени, милая!». И девица покорно шла с ним в сени, на печку, на сеновал, так как у нее не было выбора. Отношения с собственной снохой порицались обществом, но практически никак не карались законом.
Солдатская служба
Снохой в 18 веке и позднее называли супругу сына по отношению к его родителю. В некоторых губерниях Российской Империи снохачество распространилось из-за солдатской службы. Тогда в царской армии солдаты пребывали 25 лет.
♦ Девок же отдавали замуж в 17 лет и к 21 году они уже могли быть так называемыми «одинокими солдатками». Тогда в дела своей семьи вмешивался свекор, который якобы спасал молодую от одиночества.
Некоторые девушки соглашались сожительствовать с отцом мужа добровольно, так как им было невозможно прокормиться. Других к ужасному сожительству принуждали силой.
Если молодой и женатый мужчина не попадал в солдаты, он все равно часто уезжал зарабатывать деньги, так как в дальних деревнях было очень туго с работой.
Муж мог отсутствовать неделями или даже годами. И здесь свекор «старался выручить» молодую, давя на нее психологически или просто беря жену сына силой.
В распространении снохачества сыграл роль и возраст парней, которых женили очень рано. Подростка могли оженить уже в 12 лет. Невеста, как правило, была старше. Ведь ей нужно было вести большое хозяйство. Пока юный муж подрастал, с его супругой спал отец.
Общественное противодействие
К так называемым «снохачам» в деревнях относились хуже, чем к бобылям, которых, порой, и за людей то не считали. Если люди узнавали о проделках свекра, они лишали его голоса на регулярном деревенском сходе. Иногда с таким отцом семейства переставали здороваться соседи.
Духовенство также порицало снохачество и вело с ним борьбу проповедями и порицанием. Жены самих «снохачей» негативно и резко реагировали, когда узнавали о подобном.
Но остановить похождения супруга такие женщины не могли. Они были полностью зависимы от мужа экономически, физически и в социальном плане.
Поскольку развестись со «снохачом» было крайне трудно, никто и не пытался. Для расторжения церковного брака были причины, но снохачество там не числилось.
Ужасная традиция в русских семьях ставилась в один ряд с инцестом. Считалось, что жена входила в род супруга и становилась его отцу с матерью полноценной дочкой.
Лишь в 19 веке церковь признала мерзкий обычай преступлением. Эта традиция в 1880 попала в список поводов для развода. Этим поводом стали активно пользоваться супруги «снохачей» и их сыновья, разводясь с собственными женами.
В Высшем свете мерзкий обычай приравнивали к обычному адюльтеру. До суда дело доводили редко. Снохачество изжило себя лишь в начале 20 века. Изменились условия воинской повинности и другие законы.
Молодые парни стали служить всего 5 лет. Потом они числились «запасниками» еще 13, но жили дома. К тому же, значительно повысился доход крестьянских семей.
У молодоженов появился шанс сразу жить отдельно от всех родственников. И доставать сноху своими приставаниями главе семейства стало значительно сложнее.
Был ли выбор?
У снохи не было выбора или повода, чтобы отказать свекру. Трагедия этих женщин состояла в том, что они были на самой низшей ступеньке иерархии в семье супруга. Жена «снохача» могла со злобы сгноить невестку, заставляя ее выполнять наиболее черную работу. Свекор же мог постоянно угрожать девке разоблачением.
Ведь тогда страдала не только его репутация, но и репутация снохи. Про такую в деревне начинали говорить: «Стерла затылком подушку!». Хотя ложиться под свекра большинству невесток приходилось не по доброй воле.
За отказ от «греха» сноху могли побить, заморить голодом. Супруги за своих баб чаще не заступались, а обвиняли их в произошедшем.
Могли и поколотить женщину. Волостные суды жалобы от невесток старались не принимать. Пресловутый «сор из избы» выносить было не очень принято.
Родители не имели права защищать горемыку-дочку, так как та, что после свадьбы вернулась в отчий дом, была для родительской семьи «клеймом», позором. Свою беду девицы переживали по-разному.
Одни сами соглашались на интим за подарки и под давлением, а иначе хуже будет. Другие топились или вешались на косе. Кто-то пытался бороться, но успехом сопротивление заканчивалось редко.
Свекор в таком случае просто говорил сыну, что его баба в его отсутствие крутила с другими мужиками. Или рассказывал небылицы о снохе в деревне, и жители начинали сторониться такую женщину.
Дореволюционный юрист Соловьев писал, что снохе, посмевшей отказать главе семьи, доставался длительный арест в сыром подвале.
Ту, что отказала, жестоко избивали, ломали волю, лишали еды. Иногда обнаглевший «снохач» прилаживался к двум невесткам сразу, пока сыновья были в шахте.
Эта история случилась в семье зажиточного крестьянина Семина. Его жена была очень болезненной, сыновья трудились в шахте, а в доме с ним коротали время две невестки.
Старшую Семин охмурил с помощью выпивки. А вот младшенькая любила мужа и долго противилась. Но и ее Семин уговорил, подарив платок и пригрозив всяческими карами.
Когда младшая сноха узнала, что свекор спит со старшей, она привела к сараю, где все происходило, его жену. Так младшая хотела остановить свекра.
И что вышло? Своей старухе мужик купил синий сарафан, а невесткам подарил еще подарков. Их сожительство продолжилось до приезда сыновей с работы.
Иногда «снохачи» всерьез влюблялись в своих невесток. Тогда они изгоняли сыновей из семьи навсегда под разными предлогами. Случалось и так, что крепкая супруга калечила или убивала «снохача», застав со снохой.
Бывало наоборот, когда глава семьи избавлялся от неугодной жены, чтобы сожительствовать с невесткой. В любом случае жертвой снохачества всегда была жена сына.