Весной 1996 года Народная артистка Ольга Остроумова готовилась к свадьбе. Она выходила замуж в третий раз. И не хотела ни громкого торжества, ни ресторанов, ни гостей.
Все должно быть скромно и по-семейному. За два дня до свадьбы ей позвонили из больницы: инфаркт, реанимация, состояние тяжелое.
Ей нужно срочно ехать к нему. К любимому Валечке. Гафту. Он почти не двигался, не говорил, но нашел в себе силы, чтобы прошептать: “Свадьбу не откладывай”.
Их расписали в будний день, в обыкновенной московской больнице. Вместо белого платья на невесте был белый халат. Но все равно она была очаровательна.
Как и тогда, когда она, одна из самых красивых актрис СССР, сводила с ума тысячи и тысячи поклонников.
В 20 лет Остроумова сыграла роль гордой десятиклассницы Риты в школьной мелодраме “Доживем до понедельника”, которой влюбленный одноклассник пишет стихи.
В 25 — она в роли бойца Комельковой в драме “…А зори здесь тихие” не побоялась раздеться перед камерой. Сцену в бане зрители назвали шокирующей и завалили Остроумову гневными письмами.
В “Змеином источнике” Остроумова совсем другая. Она — стервозная женщина-руководитель. На нее заглядывались, но часто боялись. Ее очарование и талант притягивали и одновременно отпугивали.
Несмотря на все жизненные сложности, взлеты и падения она всегда оставалась женщиной, мимо которой нельзя пройти не оглянувшись. Ольга родилась в небольшом городке Бугуруслан Оренбургской области в многодетной семье.
Отец — школьный учитель и регент церковного хора. Воспитанная в семье, где было три поколения священников, маленькая Оля с самого детства усвоила одно простое правило: основу личности составляют вера, честность, порядочность, скромность.
Семья жила на одну зарплату отца. Мама занималась хозяйством. Многие годы родители отстаивали свои права на веру.
Из-за происхождения отца семья Остроумовых долгое время считалась социально-неблагонадежной. Им приходилось переезжать с места на место.
Образ отца: своенравный и отважный, очень повлиял на ее характер. Она решила быть такой же, как он.
В 10 лет Ольга попала на спектакль местного театра. Под впечатлением от увиденного она прошептала: “Пошли мне Бог столько страданий, чтобы я смогла стать настоящей артисткой”.
В 17 лет Ольга объявила родителям о своем решении ехать в Москву становиться артисткой. Родители не хотели отпускать дочь в порочную и полную соблазнов столицу, но, зная упрямый характер дочери, не посмели препятствовать ее выбору.
Здание ГИТИСа в огромном городе Оля нашла с трудом. Долго ходила по коридорам, пока не нашла кабинет, где проходила консультация. На фоне остальных она выглядела бледной, худой девушкой из провинции. К тому же очень неуверенной в себе.
От отчаяния она забилась под лестницу и зарыдала. Это было так непохоже на ту волевую девушку, которая несколько дней назад приехала в столицу с одной единственной целью: покорить.
Ольга вытерла слезы и решила попробовать. Шансов на то, что она пройдет, было мало. Но это только добавило ей куража.
Собрав волю в кулак, Ольга вошла в аудиторию. В 1965 году Оля Остроумова была зачислена на первый курс ГИТИСа в мастерскую Варвары Вронской.
Худенькую, скромную девушку никак не хотели пускать в общежитие, думая, что это чья-то сестренка или школьница. Слишком непохожа она была на студентку.
Уже через год ее внешность сыграла ей на руку. Оле несказанно повезло: с первого раза поступить в одну из лучших учебных заведений, после первого курса попасть на съемочную площадку, да еще в такой великолепный актерский ансамбль.
В лирическую киноповесть “Доживем до понедельника” Станислав Ростоцкий пригласил лучших актеров страны: Тихонова, Меншикову, Печерникову.
Остроумовой досталась роль гордой и принципиальной Риты Черкасовой, высокомерно смеющейся над влюбленным в нее одноклассником. Остроумова сыграла ее четко, как по нотам.
Ведь играла саму себя: характер, не терпящий слабых мужчин был ей близок. Встреча с режиссером Станиславом Ростоцким будет для Ольги судьбоносной.
Спустя всего несколько лет он откроет перед ней все двери профессии. Именно он через шесть лет сделает Остроумову звездой.
На втором курсе Оля влюбилась. Боря Аннабердыев из театроведческого факультета приехал из Ашхабада. Они сразу нашли много общего: не москвичи, оба любили театр, оба хотели покорить столицу.
Ему нравилась ее целеустремленность и активность. Оле — его искренность и простота. Через год молодые сыграли свадьбу.
Олины родители получили от дочери лишь короткое письмо: Дорогие мама и папа. Я вышла замуж.
По итогам экзаменов руководитель курса Павел Хомский пригласил нескольких студентов в труппу театра юного зрителя. Среди счастливчиков оказалась и Остроумова.
Первые репетиции совпали с дипломным спектаклем. Она жаждала этой работы. Ей необходимо было заявить о себе и она добилась этого.
Зимой 1970 года Ольга была занята в спектакле двух молодых режиссеров. С Юрием Ереминым было проще, они учились на одном курсе и несколько лет хорошо знали друг друга.
А второго режиссера Михаила Левитина, с красивым завораживающим голосом и волевым взглядом настоящего режиссера, Ольга увидела впервые.
Она чувствовала, что контакта не получается. Левитин видел в ней только типаж, а она хотела завоевать его внимание и заставить поверить в себя.
-Ее красоту разглядеть было чрезвычайно трудно. Мне лично. Очень трудно. До определенной минуты, когда я совершенно случайно прошел по балкону ТЮЗа поздно вечером и опять, совершенно случайно, сверху посмотрел на репетицию одного спектакля.
То, что я увидел, не могу объяснить. Но с тех пор ничего красивее не видел.
Михаил Левитин.
Диплом, спектакли, муж — все отошло на второй план. Ей было 23, и казалось, что она впервые влюбилась по-настоящему. Оставив мужу записку о каких-то срочных съемках, она уехала с Левитиным в Ленинград по его делам.
Двухдневная поездка перевернула все верх дном. В разумной и преданной Ольге открылся другой человек. Это была молодая, красивая женщина, одержимая страстью к мужчине, у которого была семья.
Борис тонко чувствовал перемены, которые происходили с Ольгой. Он понимал, что их брак был ошибкой. Развод оформили тихо и быстро. Борис вернулся на родину в Туркменистан.
Ольга ждала ответного шага от Левитина. Однако ее возлюбленный не торопился. Он наслаждался их романом, зная, что Ольга до безумия влюблена в него.
-Я не спешил. Я всегда знал, что самое интересное, это всегда ДО. Я это знал, а Ольга не знала. Ольга, человек строящий семью, рожающий детей, идущий с тобой до смерти.
Михаил Левитин.
В конце 1970 года Остроумовой передали сценарий фильма на военную тему. Но она была настолько занята театром и личной жизнью, что не задумываясь забросила его в самый дальний ящик стола.
И только случай заставил ее обратить внимание на толстую папку с необычным названием “…А зори здесь тихие”.
“Я смотрю, Андрей Мартынов ходит, как будто весь в себе. Я спросила: -Что такое? — Мне предложили такую роль. Но я же неизвестный, меня, конечно, не возьмут.
И он назвал сценарий, который у меня лежал уже давно. А я его и не читала. Я прочитала, и думаю: Боже мой. Какая же я актриса, если пропущу такую роль”.
Ольга Остроумова.
Набравшись смелости она позвонила режиссеру Станиславу Ростоцкому и сама попросила роль.
— Какую роль ты хочешь играть, — спросил Ростоцкий.
— Риту Осянину, — мне кажется, по-человечески это я. Но тут же я молниеносно сообразила, что самая выигрышная роль — Женя Комелькова.
И сказала: -Или Женьку.
Он рассмеялся и пригласил на пробы.
Весной 1971 года экспедиция выдвинулась на съемки в Карелию.
В Москве оставался ее Миша. Ольга представляла, как потом позовет его на премьеру, и он, сраженный ее талантом и красотой, наконец сделает ей предложение.
-Наше с Ольгой каждое утро начиналось с того, что нас гримировали по 2 часа. Ей завивали кудри, прорисовывали лицо. А мне на лицо налепляли 200 рыжих веснушек, вытравливали брови, делали курносину. В отличие от всех остальных, мы в гримерке проводили очень много времени.
Вся съемочная группа в куртках, в пальто. А Ольга дубль за дублем с песнями бросалась в ледяную воду. И никто не заметил, что это не лето, а осень, что это холодно.
Елена Драпеко.
Ростоцкий создал на съемках уникальную атмосферу. Актеры не играли, а жили жизнью своих героев. Боясь разрушить эту ауру, Ростоцкий категорически запретил всем девушкам выезжать в Москву.
Новая задача режиссера внезапно поставила Остроумову в тупик. Для сцены в бане требовалось сниматься обнаженной. Ольга сильно смутилась, ведь откровенную сцену увидит вся страна.
Для провинциальной девушки, воспитанной в строгих моральных традициях, было тяжело решиться на такое.
Мы все девушки пришли к Ростоцкому и сказали: — Не будем сниматься в бане. Давайте дублерш нам!
Это мы, которые ни на что не имели права.
Он поговорил с нами: “Девушки. Нужно показать, что вы женщины, которые дают жизнь. Что в такие красивые молодые тела попадает пуля. И все”. За такую идею мы все пошли.
Ольга Остроумова.
-Было только два мужчины, которым разрешили быть при съемке. Это сам Ростоцкий и оператор Шумский. Там была прозрачная пленка, где была врезана дырочка для камеры. То есть, мы их не видели.
Был только один неоговоренный мужчина дядя Вася, который раскочегаривал паросиловую установку, чтобы пар в баню шел.
В результате дядя Вася засмотрелся в кадр, давление в системе подскочило. И вдруг раздается звук, похожий на сирену. Дядя Вася вбегает к нам в баню, где мы разлеглись и кричит: “Ложиииись”!
И в этот момент все заполонил пар, который мог нас просто сварить. Мы все рухнули на пол. Потом дяде Васе навешали люлей, чтобы смотрел куда надо: на манометр, а не на голых нас. Вот так мы снимали эту сцену. Елена Драпеко.
Фильм ждал невероятный успех. Вскоре Ростоцкого и команду пригласили на Международный фестиваль в Венецию. Остроумова, как принято говорить, проснулась знаменитой.
Роли сыпались одна за другой. Но она не торопилась соглашаться, не желая оставаться актрисой одного амплуа. Она перекрасила волосы в свой естественный цвет и вернулась к работе в театре. На улице ее никто не узнавал. Но ей этого и не нужно было.
Она ждала только одного: реакции Левитина. После выхода фильма их отношения действительно стали ближе. Но Левитин все так же не торопился.
Они расписались лишь три года спустя. Но та романтика и накал страстей вдруг куда-то исчезли. Ольга закрывала глаза на частые разъезды мужа, долгое отсутствие дома.
Денег было в обрез, но Ольга не жаловалась. Это был ее выбор, ее судьба. Вскоре ей предложили роль, которая показалась ей интересной.
Режиссер Евгений Матвеев предложил ей роль в своем фильме “Любовь земная”. Ольге предстояло сыграть деревенскую бабу Маню Поливанову, поневоле разбившую чужую семью.
Вскоре после начала съемок Ольга внезапно почувствовала себя плохо. Прямо со съемочной площадки ее срочно отвезли домой. Ольга ждала ребенка. К счастью, все сцены успели снять до того, как ее фигура изменилась.
“Я фанатически хотел детей только от одной женщины. Только от Ольги. И я не ошибся. Дети получились прекрасными”.
Михаил Левитин.
В июле 1975 года родилась дочь Ольга. Маленькая Ольга. После рождения дочери Михаил не изменился.
Как и прежде, в первую очередь он горел театром. Приводя дочь из детского сада, Ольга мчалась на репетицию, каждый раз думая, с кем в этот день оставить ребенка.
Тяжелая работа дала свои плоды. Михаила Левитина назначили главным режиссером московского театра миниатюр. Ольга попала в театр на Малой Бронной к Анатолию Эфросу.
Одновременно начала сниматься во второй части трилогии Матвеева “Судьба”. В 1977 году роль Мани Поливановой принесла Ольге первую крупную награду — Государственную премию СССР. Внимание к ее персоне росло от фильма к фильму. Это пугало ее.
Она боялась остаться только народной героиней. Предложения сыграть в другом амплуа долго ждать не пришлось. Она с радостью согласилась сыграть циничную дочь авторитетного ученого в фильме “Гараж”. Валентин Гафт еще тогда обратил внимание на Ольгу.
Он увидел в ней красивую, волевую женщину, но замужнюю, и не сделал ни одного движения в ее сторону. Ольга же боялась его, как школьница.
-Она была украшением этой картины. Очень мне она тогда понравилась. Она была прекрасна. Она была занята.
Валентин Гафт.
Однако после “Гаража” об Ольге словно забыли. Она ждала новых ролей, но телефон молчал, пока режиссер Ирина Поплавская не пригласила ее главную роль в фильм “Василий и Василиса”.
В 1983 году в семье родился сын. Теперь уже Миша, как папа. Всю свою любовь она старалась отдавать детям. Времени не хватало. Она урезала время своего сна, чтобы подольше побыть с детьми. А дети маму просто боготворили.
Конец 80-х принес новый виток проблем. Ольга решилась на кардинальные меры: продала дачу и отправила дочь учиться в Америку.
Такие внезапные решения были непонятны Левитину. Казалось, она сама окружала себя проблемами и слишком многое взвалила на себя и слишком многое хотела решить самостоятельно.
В семье нарушился привычный уклад и начались ссоры. Доброжелатели начали доносить Остроумовой, что муж ей неверен. Левитин и Остроумова так и не смогли пойти навстречу друг другу.
К началу 1993 года стало ясно, что брак уже не спасти. В ЗАГСе они долго не могли придумать, что написать в графе “основание для развода”.
Ольга формулировала так: -Давай я напишу, что мы разводимся из-за безудержного стремления мужа к свободе. Я сказал, давай напишем так: За безответственное отношение мужа к семье.
Михаил Левитин.
Развод обернулся для Ольги сильнейшим стрессом. Она осталась одна с двумя детьми с маленькой зарплатой театральной актрисы. А на дворе начало 90-х. Помочь справиться с депрессией могли только дети. Их любовь и искренняя забота стали для нее лучшим лекарством.
Я не могу при них быть несчастной. Потому что тогда им будет плохо. Я должна была это скрывать. И значит я должна была жить. А дальше время вылечит.
Ольга Остроумова.
Чтобы прокормить семью она играла на износ. Летом 1994 года Остроумову пригласили на один из творческих вечеров в кафе. От таких предложений Ольга чаще отказывалась, но в тот раз спросила: -А кто там будет? И услышала: — Гафт.
Я подумала: Ну раз Гафт, это что-то солидное. А оказалось, что это корпоративная вечеринка. А он пошел из-за того, что там будет Остроумова.
Не питая ко мне каких-то чувств, он подумал то же самое, что и я. После вечера он предложил погулять по Сокольникам. Я с удовольствием согласилась, а он удивился, так как думал, что я замужем.
Встретившись с ним через много лет после “Гаража”, она увидела совсем другого человека: чуткого, нежного, мудрого и одинокого.
После той встречи внезапно Гафт пропал. Она, боясь смутить его, не желая навязываться, не звонила сама. Они встретились четыре месяца спустя, чтобы уже не расставаться.
Им было хорошо и тепло вместе. В Гафте она нашла главное: душевный покой, надежность и преданность. То, чего ей всегда не хватало.
Спустя месяц, в марте 1996 года Ольга, как обычно, позвонила Гафту домой. К телефону никто не подошел.
Что-то подсказывало, что с любимым случилось несчастье. Интуиция не обманула. Через два часа она уже ехала в больницу, где знаменитый актер находился с инфарктом.
С этого дня она каждый день приходила к нему, чтобы просто посидеть рядом. Гафт настоял на том, чтобы свадьбу не откладывали. Их расписали прямо в больнице и Гафт сразу пошел на поправку.
В конце 90-х волевым решением Ольга начала строительство дачи. Сама придумала проект дома, посадила деревья. Она была центром этой идеи.
Настоящим триумфальным возвращением на экран стал первый отечественный телероман “Бедная Настя”, где она сыграла главную злодейку. Сейчас Ольга Остроумова как и прежде, занимается домом и детьми. Но теперь она еще и бабушка.
“Мы никогда не знаем, кИак дальше жизнь обернется. Но не надо ее воспринимать пугливо. Мы можем переживать, но не должны отчаиваться. Зерно истины в том, что мы будем жить дальше, и надо жить дальше.”
Ольга Остроумова.