Вероятно, многие из нас ещё в детстве познакомились с девяностым псалмом (часто называемым и молитвой “Живый в помощи”).
Нередко заботливые мамы или бабушки вкладывают в кармашки или вшивают в одежду своих деток бумажки или пояски с текстом этой чудотворной молитвы.
Но почему этот псалом обладает такой мощной силой? Как он может защитить нас и что нужно делать для обретения этой защиты? И как найти эту тонкую грань, отделяющую веру от “бытовой магии”?
Псалом 90-й:
Ответы на эти и другие интересные вопросы даёт иерей Антоний Лакирев: “…Когда мы молимся, мы говорим по душам с Небесным Отцом. И это — процесс диалога между двумя личностями. А такие диалоги должны вестись осознанно и с должной серьёзностью.
И, вопреки распространённому мнению, подобный диалог мало общего имеет с нашими рядовыми рассказами о жизненных невзгодах, бедах и бытовых неприятностях.
А потому и все наши любимые “магические штучки” — например, пояски с текстом девяностого псалма, особые изображения, камушки или пузырёчки с сакральными жидкостями — это насмешка в адрес живого Бога.
Таким образом мы как бы пытаемся воздействовать на Небесного Отца “со спины”, избегая личного контакта. И Господь смотрит на это одновременно с иронией и снисхождением.
Такое бывает, к примеру, когда мы молимся без должной сердечности или истовости, вроде и произнося священные слова, но не понимая при этом их подлинного смысла…
Или когда начинаем строго и бездумно ограничивать себя в пище, забывая о том, что пост — это не только про еду.
И я очень надеюсь на то, что Бог понимает и прощает нам нашу неспособность “прыгнуть выше головы” в духовном плане.
Однако нельзя при этом оставаться на одном и том же уровне, довольствуясь вышеупомянутыми “техническими колдовскими средствами”.
Вспомним о том, чему с незапамятных времён учил наших предков Небесный Отец — а учил он их очень простой и мудрой фразе: “Да будет воля Твоя!”.
Кончено, в критический момент можно и освящённый поясок в карман положить, но не забудьте при этом мысленно сказать Господу: “Да будет воля Твоя, а не моя, Боже!”.
Ведь защиту нам дают не пояски и камушки. Никаких причинно-следственных связей подобного рода в этом вопросе нет и быть не может. Небесный Отец защитит человека, если решит, что это нужно сделать.
Кроме того, Бог оберегает Своих чад не из-за того, что они следуют каким-то ритуалам или одеваются особым образом, но потому, что таков Сам Бог. И защищает Он нас потому, что любит. Каждый человек в глазах Господа важен, и никаких иных причин здесь нет.
Небесный Отец обладает абсолютной свободой действий. Невозможно заколдовать или принудить Его делать то, что нам нужно. Но Господь любит нас безусловно — само явление нашей жизни уже для Него ценно.
Конечно, нас с Вами окружает опасный, жестокий и несовершенный мир. И наше желание обрести защиту — вполне логично и оправданно.
Но надеяться мы можем только на Небесного Отца и Его милость. При этом Господь призывает нас следовать по спасительному пути — а он часто бывает трудным и полным опасностей.
Подтверждает это и “Апокалипсис”, рассказывая нам о том, как на Сына Божьего ополчились все вокруг — а от того Спаситель и был, в конце концов, казнён.
И нам тоже необходимо сделать выбор: мы или идём рядом с Христом, или же остаёмся рядом со зверями. Мы не можем обезопасить себя в полной мере, но, повторюсь, наше стремление обрести защиту вполне естественно.
Однако же избрать сложный путь, путь Спасительный и праведный — это вариант наилучший и самый надёжный.
Но почему же многие христиане придают такое большое значение девяностому псалму, когда ищут защиту? Ответ прост: готовую молитву прочитать гораздо проще, нежели чем обратиться к Богу своими словами.
Особенно в те моменты, когда человек в опасности — в подобный миг ведь очень сложно собраться с мыслями и сосредоточиться. Да и обращаться к Господу без сердечности и понимания бессмысленно и даже опасно. Апостол Павел говорит:
И действительно — порой мы, кроме “неизречённого воздыхания”, ничего Господу дать не можем. Однако Небесный Отец слышит очень многое из того, что не слышим мы сами — Он знает обо всём, что творится и рождается в наших сердцах.
Но в обычных обстоятельствах следует всё же обращаться к Богу с осознанностью — любую молитву надлежит читать с пониманием её смысла.
В том, что Вы носите с собой текст девяностого псалма, конечно, нет ничего плохого. Однако не забывайте этот поясок время от времени доставать из кармана и читать молитву.
Следующий шаг — это вознесение псалма уже на память, адресуя его непосредственно к Господу. И на такую молитву Небесный Отец непременно ответит, указав нам правильный путь.
Если же вернуться к вопросу о так называемых защитных символах… Я думаю, что здесь грань между истинной верой и магическими практиками кроется во фразе “Да будет воля Твоя”.
Пока мы не перестанем биться головой об стенку со своими требованиями к Богу, пока не перестанем смотреть на молитвы, как на магические заклинания, мы будем по-прежнему обижаться на Небесного Отца, будем злиться и роптать на “несправедливость”.
Нельзя забывать о том, что главным критерием нашего благополучия является именно Воля Божья. Кроме того, нельзя забывать и об искренней благодарности.
Как я уже говорил, мы живём в жестоком и несовершенном мире — и это, в некотором смысле, даже нормально.
Термодинамические законы говорят нам о том, что мир состоит из сплошного хаоса, и если в нашей жизни воцаряется мир и покой — это поистине дар Господний, за который мы должны от всей души благодарить Небесного Отца”.