- Бессон придумал историю в 16 лет
- Гигантский бюджет
- Уиллису заплатили меньше, чем обычно
- Гибсон или Рено?
- Шоу не состоялось
- Милла Йовович провалила прослушивание
- Бессон хотел привлечь к фильму Принса
- Комикс-стилистика
- Бессон у аппарата
- Микромегаполис
- Нечеловеческое представление
- Голубая лагуна
- Фокус с костюмами
- Ошибочная теория Зорга
- Божественное наречие
- Йовович стала няней детям Уиллиса
- Последняя помощь
- Больше пятерок
- Назад в будущее
- Это нога, кого надо нога
- Голос «Форсажа»
- Привет «Леону»
- Свои волосы или парик?
- Взрыв в концертном зале побил рекорды
- Странное противостояние
- Лучшая роль
- Жених и невеста
- Пленка с важной сценой едва не была утеряна
- Олдман ненавидит этот фильм
- Бессона расстроил прогресс
Я люблю отмечать большие даты – и сегодня у меня по-настоящему большой праздник. 26 лет назад на экраны вышел «Пятый элемент», фантастический фильм режиссера Люка Бессона с еще не полысевшим окончательно Брюсом Уиллисом и юной Миллой Йовович в главных ролях.
Картина эта примечательна во многих аспектах, обсуждать их можно в отдельной статье. Мне же сегодня важно только одно – это любимое зарубежное кино моей мамы.
Так что я порадую ее и вас несколькими любопытными деталями из истории создания красочного космического боевика с четкой романтической установкой. Усаживайтесь поудобнее – у меня для вас сразу три десятка элементов.
Бессон придумал историю в 16 лет
Многие картины проходят долгий путь от идеи до воплощения, но для «Пятого элемента» эта дорога растянулась на несколько десятков лет.
Бессон утверждает, что начал писать наброски «Элемента» еще в старшей школе – правда, в 16 лет он хотел изложить историю в формате фантастического любовного романа.
Лишь спустя десять лет Люк понял, что в кино его сюжет будет смотреться лучше, чем на бумаге, вот только многое в недописанном романе пришлось переделать, книга была не столь кинематографична.
Гигантский бюджет
Сегодня, когда очередной марвеловский комикс-блокбастер считает ниже своего достоинства вписываться в 150 миллионов долларов производственного бюджета, многие финансовые рекорды прошлого века смотрятся наивно, но не упомянуть их нельзя.
На момент своего выхода на экраны «Пятый элемент» был самым дорогим фильмом, снятым за пределами Голливуда – первоначально в его производство закладывалась сумма в 80 миллионов долларов, но позже она выросла еще на 10 миллионов.
Рискованное вложение, окупившее себя сторицей – в мировом прокате фильм собрал вчетверо больше, чем стоил.
Уиллису заплатили меньше, чем обычно
При всем колоссальном бюджете выделенном на производство картины, у Бессона катастрофически не хватало денег на то, чтобы подписать контракт с Брюсом Уиллисом, на тот момент одним из самых востребованных голливудских актеров.
К счастью, режиссеру удалось по душам поговорить со звездой, и Брюс согласился снизить свою планку запросов. Актер сказал, что пошел на компромисс, потому что ему «иногда хочется сыграть просто в чем-то веселом»
Но на деле Уиллис заменил гонорар на проценты с проката. И не прогадал – фильм с лихвой окупился и озолотил «Крепкого орешка».
Гибсон или Рено?
Фильм кажется сочиненным специально под Бюса Уиллиса, но следует понимать, что Люк Бессон вовсе не рассчитывал изначально пригласить на главную роль Крепкого орешка.
Вообще-то, первым претендентом на роль Корбена был Жан Рено из «Леона», но актер предпочел временно отойти от крупных проектов.
Вторым в очереди был Мел Гибсон, и Бессону пришлось ждать целых три месяца, пока актер раздумывал над предложением. Отказ стал облегчением – Люк уже готовил запасной вариант, и им как раз оказался Уиллис.
Шоу не состоялось
Считается, что на роль Лилу претендовало более двухсот актрис – по крайней мере, столько из кандидаток прошли прослушивание и предварительные пробы. Одной из претенденток на роль инопланетянки был Элизабет Беркли, звезда шумной, но провальной эротической драмы «Шоугерлз».
Говорят, что пробы режиссера удовлетворили, он даже успел обсудить с актрисой какие-то предварительные детали, но результаты проката главного фильма в карьере Беркли, выпущенные в ее сторону критические стрелы и накатившая в связи с этим на Элизабет депрессия закрыли Беркли дорогу в «Пятый элемент». Да и в другие фильмы тоже.
Милла Йовович провалила прослушивание
Пришедшая на пробы Милла Йовович к 1997 году имела за плечами внушительный актерский и модельный опыт, однако, последний только помешал ей на первой встрече с Люком Бессоном.
Милла решила, что идет на подиум, а потому разоделась и раскрасилась, как новогодняя елка, и это несколько шокировало режиссера.
Бессон отметил, что Йовович жутко нервничала и неуклюже двигалась в своем наряде – ее файл отложили в стопку негодных. Однако, пару недель спустя Бессон снова встретился с актрисой у бассейна отеля – здесь Милла была без макияжа и весьма раскована. Тут-то она и получила второй шанс, который постаралась не упустить.
Бессон хотел привлечь к фильму Принса
До того, как Крис Такер примерил на себя роль Руби Рода, у режиссера были планы заманить в свою картину другого артиста – Бессон нацеливался на музыканта, известного под псевдонимом Принс.
Люк рассказывал, что ему удалось договориться, но совместной работе помешал конфликт расписаний – музыкант во время съемок фильма был на гастролях.
А вот Жан-Поль Готье другого мнения — по его словам, Принс отказался от предложения, поскольку посчитал образ Руби Рода слишком… женственным.
Комикс-стилистика
Поклонники творчества Бессона наверняка заметили, что режиссер тяготеет к комиксному стилю в кино. Это неслучайно – с самого детства Люк увлекался рисованными историями, причем влюблен был не в Marvel или DC, а в произведения своих соотечественников Жан-Клода Мезьера и Жана Жиро.
В работе над «Пятым элементом» Бессону удалось воплотить в реальность свою мечту – он обратился к своим любимым художникам и получил от них всяческую поддержку. Некоторые художественные решения для фильма придумали именно эти авторы.
Бессон у аппарата
Принято считать, что режиссура – это, кроме всего прочего, умение делегировать свои задачи самому широкому кругу специалистов, которые и формируют картинку, звук, взаимодействие актеров на площадке и всё остальное.
Обычно так и происходит, но Люк Бессон – не из того теста, в «Пятом элементе» режиссер не только кричал «Мотор!», но и сам этим «мотором» руководил.
В титрах фильма указан оператор Тьерри Арбогаст, но можно смело заявлять, что картинку ленты выставлял и формировал сам Бессон. И это важная составляющая успеха картины.
Микромегаполис
Внушительный бюджет фильма позволил Бессону использовать цифровые эффекты, но наиболее яркими и впечатляющими в фильме оказались спецэффекты, сделанные по старинке – в живую.
Так, например, Нью-Йорк будущего было решено сделать в миниатюре, а затем снять пролеты по нему в том же примерно стиле, как это делал Лукас для своей Звезды Смерти в «Звездных войнах».
Для реализации этого плана в павильоне студии 80 рабочими был построен макет мегаполиса длиной 25 метров со зданиями, достигавшими шесть метров в высоту. Работа над «городом будущего» длилась девять месяцев.
Нечеловеческое представление
В эпизоде, где на сцене концертного зала выступает Дива, зритель понимает, почему эту странную синекожую женщину считают лучшей певицей во вселенной – человеческий звуковоспроизводящий аппарат не способен исполнять такую арию и совершать такие переходы.
Когда композитор фильма Эрик Серра принес партитуру оперной певице Инве Муле, приглашенной для записи, она отказалась записываться — структуру композиции просто нельзя было воспроизвести голосом.
В студии пришлось записать несколько отдельных фрагментов , которые потом были соединены в одну нечеловеческую песнь.
Голубая лагуна
Кстати, певицу, которую все называют Дивой, на самом деле зовут Плавалагуна, что отсылает к цвету ее кожи – Плава означает «голубой», а «лагуна» отсылает нас к явно водному происхождению исполнительницы.
В то же время, Плавалагуна является отсылкой и к раннему творчеству Миллы Йовович – она в свое время сыграла главную роль в фильме «Голубая лагуна 2». Кроме того, Плавалагуна – это еще и курорт в Хорватии, где Бессон несколько раз отдыхал.
Фокус с костюмами
Чтобы добиться искренней реакции актеров, режиссеры часто идут на различные ухищрения. Наиболее известен пример с «Чужим», в котором Ридли Скотт не предупредил о появлении грудолома, зато заснял подлинный ужас в глазах артистов.
Бессон не стал заходить так далеко, но использовал эффект неожиданности в эпизодах с костюмами.
Во-первых, Брюс Уиллис не знал, что Милла Йовович в какой-то момент окажется обернута только в белые ленты – его удивление читается. Во-вторых, никто из массовки не знал, как будет выглядеть на своем выступлении Плавалагуна – шок в глазах публики распознать легко.
Ошибочная теория Зорга
Рассказывая о своих коммерческих интересах, Зорг касается интересной темы – он считает, что небольшое разрушение становится стимулом для развития и привлечения новых рабочих сил и средств.
В экономике эта теория известна под названием «Метафора о разбитом окне» – еще в 1850-м Фредерик Бастиа опроверг пользу разрушений для нового роста, однако и по сей день находятся люди, которые считают, что для начала роста экономики сперва нужно уничтожить то, что прежде работало.
Божественное наречие
Вы наверняка помните, прежде чем земляне научили Лилу своему языку, инопланетянка общалась с помощью странных звуков.
Этот набор писка и стрекотания вовсе не был случайным – Бессон придумал специально для фильма особый «божественный язык», состоящий их более чем 400 слов и словообразований.
Милле Йовович пришлось изучить придуманные режиссером правила и конструкции и к началу съемок актриса уже весьма бегло изъяснялась на «божественном».
Язык выучили только Йовович и Бессон, но зато они могли общаться на нем друг с другом и даже писали на выдуманном наречии письма.
Йовович стала няней детям Уиллиса
На момент начала работы над фильмом Милле Йовович было чуть больше 20 лет – на площадке она оказалась едва ли не самой молодой, и круг ее общения был совсем узким.
Брюс Уиллис же, напротив, на тот момент был душой коллектива – вне съемок он много времени проводил с друзьями, коллегами и женой Деми Мур.
Тут-то и оказался «полезен» возраст Йовович – выяснилось, что с дочерьми Брюса и Деми Милле интереснее, чем с взрослыми, актриса сама вызывалась посидеть с новыми подругами, пока Уиллис и Мур отдыхают и веселятся.
Последняя помощь
В тот момент, когда Бессону потребовалась исполнительница роли Дивы Плавалагуны, оказалось, что никто, хотя бы относительно устраивающий режиссера, к проекту присоединиться не может. Люку пришлось обратиться к супруге – актрисе Майвенн.
Отношения между мужем и женой к тому времени были не очень, но женщина согласилась помочь. Сама она, конечно не пела, но образ создала такой, что по нему «Пятый элемент» запомнили даже те зрители, которых не тронули актерские работы Брюса Уиллиса и Миллы Йовович. В том же 1997-м Бессон и Майвенн разошлись.
Больше пятерок
Фильму с названием «Пятый элемент» сам бог велел использовать заглавную цифру в сюжете и образах как можно чаще. И Люк Бессон безусловно воспользовался ситуацией – пятерка фигурирует в кадре достаточно часто: шоу Руби Рода начинается в пять, а у Корбена осталось пять баллов лицензии.
Само собой напрашивалось и использование счастливого числа в татуировке на руке Лилу, но тут кто-то из художников допустил ошибку, и скомпоновал символы четырех стихий из шести полосок вместо пяти. Бывает…
Назад в будущее
Если помните, картина начинается со сцены, датированной 1914 годом – именно в эту эпоху священники встретились с инопланетянами и обрели священное знание о Пятом элементе.
Затем сюжет должен был переместиться на триста лет вперед в 2214-й, но в одном из эпизодов мы видим, что на дворе 2263-й, то есть нас забросило на полвека дальше. Не то чтобы это сильно портило впечатление от картины, но такие детали дают повод для усмешек и критики.
Это нога, кого надо нога
Хотя особенно насыщенных драками сцен у Миллы Йовович в «Пятом элементе» не так много, картина преобразила восприятие актрисы в Голливуде – она превратилась в звезду боевика.
Однако в том, чтобы из «Элемента» перемахнуть в «Обитель зла», была небольшая незаметная уловка – как бы Милла ни готовилась к съемкам, некоторые удары Лилу совершить было невозможно физически.
На помощь пришла искусственная нога – да, в паре кадров героиня раскидывает противников ненастоящими ногами.
Голос «Форсажа»
Видели в «Пятом элементе» Вина Дизеля? Нет? А он там есть! Впрочем, видеть вы его и не могли, но могли его слышать – считается, что будущая звезда «Форсажей» озвучивает невидимого диспетчера Корбена.
Увы, ни в одном справочнике или базе данных этот факт не обозначен, однако, легенда эта достаточно широко распространена. Уверен, однажды кто-то из создателей или актеров фильма проговорится, и мы узнаем правду.
Привет «Леону»
В одном из эпизодов фильма Зорг заявляет, что восхищается чистой, методичной и хладнокровной жестокостью, и ровно в этот момент следует взрыв, клубы дыма от которого вырываются сквозь брешь в стене.
Это своеобразная отсылка к другому фильму Бессона – «Леон» – где, кстати, тоже играл Гэри Олдман. Там в финале заглавный герой обманом убил злодея в исполнении Олдмана – и в момент взрыва там тоже дым вырывается из холла здания.
Свои волосы или парик?
Одна из ярчайших отличительных черт Лилу в фильме – огненно рыжие волосы. Сама Милла Йовович от природы блондинка, поэтому шевелюру ей приходилось красить.
Но и тут возникла проблема – в кадре нужны были ярко-оранжевые волосы, а краска слишком быстро тускнела, из-за чего Миллу подкрашивали едва ли не дважды в день.
От столь интенсивной обработки свои волосы у Йовович начали выпадать и заканчивать съемки молодой женщине пришлось в парике. Попробуйте разглядеть, в каких сценах гримеры нас обманывают.
Взрыв в концертном зале побил рекорды
«Пятый элемент» установил немало рекордов, и один из них был весьма опасным – для фильма пиротехники приготовили крупнейший в истории кино взрыв внутри закрытого помещения.
Может быть, на фоне современных боевиков, разрушения в сцене уничтожения главного зала Флостона не кажутся грандиозными, но нужно иметь ввиду, что это было крайне опасное мероприятие, которое на любом из этапов могло пойти не так и привести к трагедии. Пересмотрите эпизод еще раз – там всё настоящее, никакой графики. Круто же?
Странное противостояние
Кто в «Пятом элементе» является главным героем? Разумеется, это Корбен Даллес в исполнении Брюса Уиллиса. Кто взял на себя роль ведущего злодея истории? Ну, конечно, это Зорг, которого в кадре воплотил Гэри Олдман.
А теперь – внимание! Можете ли вы вспомнить, сколько раз в фильме встретились лицом к лицу персонажи Уиллиса и Олдмана? Не торопитесь загибать пальцы – ответ на этот вопрос вас удивит.
Оказывается, Зорг и Корбин ни разу за весь фильм не сталкиваются друг с другом. Любопытное противостояние, не правда ли?
Лучшая роль
Так бывает очень часто – актеры, завоевавшие популярность большой ролью в успешном сериале, потом не могут реализовать себя ни на большом экране, ни в других телепроектах.
Одной из таких «звездных жертв» стал Люк Перри, актер и певец, ставший кумиром миллионов благодаря сериалу «Беверли Хиллз 90210».
Увы, дальнейшая карьера Перри в кино не сложилась, поэтому не будет особенным преувеличением назвать короткое камео Люка в «Пятом элементе» его большой актерской удачей – у Бессона его можно увидеть в самом начале в роли помощника профессора.
Жених и невеста
Самым важным последствием съемок «Пятого элемента», если не считать заработанных денег и зрительской любви, стала свадьба только что расставшегося с предыдущей супругой Люка Бессона и исполнительницы роли Лилу Миллы Йовович.
Пара пробыла вместе всего пару лет, сняла еще один фильм, а затем тихо распалась. Что же, не всем в жизни так везет, как героям романтических кинокартин.
Пленка с важной сценой едва не была утеряна
В конце 1990-х даже самые масштабные и дорогие картины продолжали снимать на пленку – цифровая эра еще не наступила.
Это означало, что не было на площадке большей ценности, чем бобины с отснятым материалом – к ним было запрещено подходить даже тем, кто не был в курсе, насколько это важно.
Каков же был ужас продюсера Джона Амикарелла, когда ему позвонили и сообщили, что при транспортировке пленки с отснятым «Пятым элементом» часть бобин во время погрузки упала и их переехал транспортер.
На монтажный стол вместо упаковок с пленкой прибыло несколько мусорных баков с обрывками – под колеса погрузчика попала сцена с арией оперной дивы.
К счастью, сохранившихся дублей и обрывков записей хватило, чтобы восстановить культовый эпизод, но седых волос у всех причастных изрядно прибавилось.
Олдман ненавидит этот фильм
Зорг в исполнении Гэри Олдмана – важнейшая часть обаяния «Пятого элемента», но как это часто бывает, одна из самых ярких ролей актера является одновременно и самой ненавидимой им самим.
По признанию Олдмана, ему очень не хотелось играть космического злодея, однако, у него с Люком Бессоном была договоренность – англичанин должен был исполнить ключевую роль в фильме своего друга, а француз, в свою очередь, обещал профинансировать режиссерский дебют компаньона.
Так и получилось – Олдман сыграл Зорга, а Бессон оплатил постановку драмы «Не глотать».
Бессона расстроил прогресс
Всего через пару-тройку лет после выхода «Пятого элемента» Люк Бессон в одном из интервью посетовал на то, что его фильм мог быть много лучше, если бы вышел чуть позже. Всё дело в эффектах – режиссер считает, что мог сделать картинку ярче, персонажей взрывнее, а экшен более захватывающим.
«Нам приходилось по несколько часов снимать один кадр, тщательно расставляя метки на зеленом фоне, чтобы потом совместить картинки комбинированных съемок», – вспоминает постановщик. – «Это жутко утомляет.
А сейчас можно снимать ручной камерой на ходу – динозавров или космические корабли дорисуешь потом».
Расстройство Люка понятно, но мы помним, что получилось у режиссера, когда он попробовал себя в цифровых эффектах. Ну, и кому был нужен еще один «Валериан»?
Ого! Вы докрутили статью до конца – восхищен вашей целеустремленностью. А если серьезно, то спасибо, что разделили радость и тепло воспоминаний о картине, которая на самом деле впечатлила, несмотря на то, что смотрели мы ее впервые на жутких видеокассетах.
Прекрасно здесь то, что лента ничуть не состарилась – за исключением мелких шероховатостей, она по-прежнему смотрится здорово. Включите – не пожалеете.