Да, мне известно, что время визита к кардиологу в районную поликлинику в реальности длится около 15 минут, но бывает и меньше, если один кардиолог приходится на такую численность населения, которая никак не соответствует кадровому обеспечению кардиослужбы, что категорически не позволяет соблюдать нормативы.
Конечно, если стоит задача обеспечить медицинской помощью всех нуждающихся в ней. Однако существуют и нормативы: сколько времени отводится на прием кардиологического пациента в поликлинике.
Не являясь организатором здравоохранения, я никогда не вникал в эти вещи, т.к. во-первых, на каждом конкретном месте всё будет так, как скажет руководство,
И второе — кафедральная работа и частная медицина не регулируются этими нормативами, созданными для амбулаторного приема врачей в рамках обязательного медицинского страхования.
Но тут я недавно решил заглянуть в нормативы, и с удивлением обнаружил, что по ПРИКАЗу Минздрава РФ от 19 декабря 2016 г. N 973н неожиданно много времени отводится на консультативный прием врача-кардиолога.
И нового вроде не было (лишь в 20 году вышел еще один приказ, дополняющий эти нормативы для врачей-гематологов, фтизиатров и др.).
Итак, «Нормы времени на одно посещение пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием, необходимые для выполнения в амбулаторных условиях трудовых действий по оказанию медицинской помощи (в том числе затраты времени на оформление медицинской документации)» — 24 минуты.
Если же вы приходите с профилактической целью — то «Нормы времени на посещение пациентом врача-специалиста с профилактической целью устанавливаются в размере 60 — 70% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста в связи с заболеванием».
Однако время может быть слегка скорректировано в одну или в другую сторону: «В медицинских организациях, оказывающих первичную специализированную медико-санитарную помощь в амбулаторных условиях,
нормы времени, указанные в пунктах 3 и 4, устанавливаются с учетом плотности проживания и половозрастного состава населения, а также с учетом уровня и структуры заболеваемости населения».
То есть, например, «доля лиц старше трудоспособного возраста среди прикрепленного населения выше 30%» — время будет чуть увеличено.
То же самое произойдет, если «уровень заболеваемости населения выше на 20% среднего значения по субъекту Российской Федерации». Но в любом случае, более 5 дополнительных минут не набежит.
Вчера я побеседовал с заместителем главного врача одной из поликлиник, и она сказала мне, что регистратура записывает пациентов на прием исходя их этих нормативов.
Но поскольку население в прикрепленном районе большое, много пожилых — то очередь при таких обстоятельствах растягивается на месяц и более.
Еще один важный момент: поскольку всегда находятся граждане, которых надо принять сверх нормативов (конфликтные, «кто-то попросил», «заканчивается срок оформления чего-то» и т.д.) —
Такие люди пишутся сверх всех тех, кто уже был записан по нормативам. В итоге 24 минуты и могут превращаться в 20 минут или даже в 15 минут.
Мне не приходилось сталкиваться воочию со здравоохранением стран Европы, но сколь мне известно, ожидание приема специалиста в 1-2 месяца (а то и более) при НЕ неотложной проблеме — обычное дело.
Не знаю, звонят ли по этому поводу пациенты в тамошние Минздравы, в Прокуратуру и т.д. Но подозреваю, что нет, не звонят.
Да, кстати. Еще в Приказе указано, что «Затраты времени врача-специалиста на оформление медицинской документации с учетом рациональной организации труда, оснащения рабочих мест компьютерной
и организационной техникой, должны составлять не более 35% от норм времени, связанных с посещением одним пациентом врача-специалиста».
Т.е. одна треть времени должна уйти на ведение документации. И это разумно. Если врач печатает одним пальцем — то ничего не поделаешь:
уйдет не 35% времени, а все 50 и даже более. Поэтому в числе софт-скиллз врача должно быть и умение печатать 10 пальцами)).