К кому христианам следует обращаться за помощью в моменты опасности — к Господу, Богородице или Святым покровителям? Какие молитвы нужно возносить в подобную минуту — краткие или продолжительные?
И с какими именно чувствами и мыслями их надлежит возносить? Сегодня мы найдём ответы на эти немаловажные вопросы и поговорим о молитвенных обращениях, буквально спасающих жизни.
Прежде всего, мы должны помнить о том, что молитвы — это не подобие медитаций или психологических практик. Молясь, мы прилагаем и волевые, и умственные, и душевные усилия, и эти усилия, в свою очередь, помогают нам вступить в живой диалог с Небесным Отцом.
К сожалению, мы часто забываем о том, что Господь всё время находится рядом с нами. Он любит нас, несмотря ни на что, однако мы предпочитаем ограждаться от этой любви, игнорировать её — для нас ведь гораздо важнее жить в согласии с собственной, но не Божьей волей.
Однако Небесный Отец не стремится посягать на свободу воли собственных чад — являясь Всемогущим, Он не вторгается в наши души насильно, не манипулирует и не соблазняет нас чудесами. Он лишь говорит нам:
Каждый из нас сам решает, впустить Господа в собственное сердце или нет, однако же без Бога возносить настоящие молитвы не получится.
Если мы не доверяем Ему, мы не молимся, но занимаемся механическим начитыванием. Или пытаемся договориться с Господом, как бы говоря Ему: “Ты — мне, я — Тебе”.
За всю историю своего существования человечество не раз сталкивалось с войнами, эпидемиями и разнообразными стихийными бедствиями.
И эти страшные события напоминают нам о хрупкости нашего мира — люди ведь привыкли считать себя “вершителями судеб” и “царями природы”.
Но когда мы сознаём истинное положение вещей, наш опомнившийся разум и трепещущее сердце тотчас устремляются к Небесному Отцу.
Тысячи лет Православные подвижники передавали потомкам опыт горячего, живого моления. Этот опыт породил и “молитв-скоропомощниц” — как правило, именно к ним верующие люди прибегают в моменты опасности.
Первая молитва состоит всего из двух слов: “Господи, помилуй!”, а вторая является более полной версией первого обращения:
Не стоит смущаться и недоумевать, думая о том, что эти молитвы слишком короткие и простые. Они действительно краткие, но при этом — древнейшие. Одна только просьба “помилуй” является очень глубокой и всеобъемлющей.
О чём бы мы не просили Его — о сохранении жизни, о здравии, о спасении или об избавлении от греха — мы молим Господа именно о том, чтобы Он даровал нам Свою любовь и милосердность.
Пускай на первый взгляд это обращение кажется нам несколько размытым и лишённым конкретики, но на самом деле оно отражает нашу искреннюю смиренность.
Да, мы действительно не просим у Бога чего-то конкретного, не ожидаем чудес и не пытаемся вытребовать немедленного исполнения нашего желания, но мы вверяем себя и свою судьбу в Его руки, уповаем на Него, а не на себя.
И это упование перестаёт быть молчаливым и сдержанным: всё наше естество в этот миг устремляется к любящему Творцу и с дерзновением молит Его о помиловании.
Эта краткая мольба вмещает в себя и горячую просьбу о помощи, и подлинную смиренность, и осознание собственных слабостей, и доверие к мудрости и милости Небесного Отца.
Кроме того, эти краткие обращения помогают нам овладеть собой в минуты опасности. Повторяя всего два заветных слова — “Господи, помилуй!” — мы обретаем внутреннюю опору.
Это подтверждают свидетельства многих христиан — сначала мольба, произносимая в смятении или ужасе, звучит неуверенно и робко, но упорное повторение этих слов помогает смирить эмоции и взять себя в руки.
Часто именно в критические моменты мы приходим к очень важному пониманию, осознавая, что человек без Господа — лишь крошечная песчинка в неистовом жизненном водовороте. И тогда мы обретаем веру и постигаем подлинную, праведную смиренность.
В минуту опасности очень важно не зацикливаться на собственной обиде и горечи, мысленно спрашивая у Бога: “Почему же Ты так со мной поступаешь?
Что плохого я сделал и за что Ты караешь меня?”, но вложить свои чувства в горячую, сердечную мольбу, прося Небесного Отца о помощи и помиловании. Безусловно, людям, имеющим молитвенный опыт, подобные обращения даются проще.
Неспроста Серафим Вырицкий наставлял наших предков, призывая их возносить молитвы “всегда и везде” — ведь эти, казалось бы, простые, но искренние Святые слова способны спасти человеческую жизнь.
Если же в момент опасности Ваша душа просит более продолжительных обращений, можно вознести следующую молитву:
Особенно эффективной, по мнению многих верующих людей, является молитва Честному Животворящему и Кресту:
Кроме того, не следует забывать и об удивительной силе псалмов, и в частности — девяностого, предназначенного для чтения в критические моменты:
И, наконец, можно обратиться к замечательной краткой молитве, составленной монахом Симеоном Афонским: